! / Как путешествовать на автомобиле по странам Евросоюза

Этот пост уже был опубликован мной на Вельвете, но, учитывая приближающийся сезон отпусков, я решила сделать сегодня хоть что-то полезное дополнить его и перенести сюда. Может, кому-нибудь пригодится информация о том, как путешествовать по Европе на собственном автомобиле. Это совсем не сложно, наоборот – очень комфортно и увлекательно.

Далее будет структурировано и тезисно; если будут вопросы, более подробно отвечу в комментариях.

 
Границы

Я не буду подробно останавливаться на прохождении границы между Беларусью и ЕС, единственный совет – выбирайте не самое популярное время прохождения границы, иначе можно провести несколько часов в очереди. Рекомендую изучить информацию на сайте погранкомитета, чтобы спланировать место прохождения границы и выбрать время. Также на некоторых погранпереходах можно заранее записаться на платное прохождение границы при выезде из РБ, стоимость этой услуги – одна базовая величина.

Границы между странами Евросоюза – формальность, часто граница обозначена лишь дорожным знаком «название страны». При въезде в страну на автобанах размещаются знаки с обозначением допустимых в этой стране скоростных режимов.

Паспортный и таможенный контроли отсутствуют, но иногда на границе или в приграничных районах рядом с пунктами оплаты за дороги могут дежурить полицейские или иммиграционные службы, они производят выборочную проверку автомобилей.

Исключениями являются: Швейцария, не входящая в Евросоюз, но входящая в Шенген-зону, и Андорра, которая является зоной беспошлинной торговли. На границе с этими странами размещаются посты пограничного и таможенного контроля, но проверку они осуществляют также выборочно. Арендованные машины с номерами ЕС проверяют редко, машины на белорусских номерах гораздо чаще. Эта проверка не доставляет неудобств, обычно она заканчивается за 10 минут. Требуется показать техпаспорт на автомобиль, страховку "зелёная карта" и паспорта пассажиров.

Плата за дороги

 
В большинстве европейских стран существуют дороги с платными участками.

Важно знать, что почти любой из платных автобанов имеет бесплатного дублера. Для поездок на большие расстояния предпочтительнее выбирать скоростные автомагистрали, но для знакомства со страной иногда имеет смысл проехать и по бесплатной дороге - они, как правило, очень живописны, и, несмотря на дополнительное время в пути, можно получить огромное удовольствие.

В таких странах, как Швейцария, Австрия, Чехия и Словакия плата за использование автобанов взимается в виде наклейки на лобовое стекло автомобиля - виньетки, которую надо купить до въезда в страну. Виньетки обычно продаются на приграничных АЗС, их стоимость зависит от страны и срока действия. Из неприятных нюансов - у швейцарской виньетки минимальный срок действия один год и соответствующая цена (40 швейцарских франков). У австрийской виньетки минимальный срок действия - 10 дней и цена в районе 10 евро. Виньетку надо наклеить на лобовое стекло. При въезде в Швейцарию наличие виньетки проверяют пограничники, а в Австрии такого контроля нет, но за проезд по автобану без виньетки полиция выпишет крупный штраф.

В Германии, Голландии, Бельгии, Литве и Латвии дороги бесплатны. В Польше и Португалии существуют платные участки.

Во Франции, Италии, Испании автобаны платные. Средняя цена - 0,7-0,9 евро за 10 км. При въезде на автобан расположен многоканальный пропускной пункт, подъехав к которому водитель нажимает кнопку и берет талон. При съезде с автобана находится многоканальный пункт оплаты, где с талона считывается информация о пройденном расстоянии и рассчитывается сумма платежа. Оплатить можно банковской карточкой, банкнотами и монетами. Въезд и выезд ограничен шлагбаумами, которые открываются после взятого талона и произведенной оплаты соответственно.

Пункты оплаты оборудованы тремя различными видами пропускных каналов, поэтому, подъезжая к пункту оплаты, заранее обращайте внимание, какую из полос движения вам лучше занять.

Существуют полосы, оборудованные системой автоматического считывания оплаты с приобретенных заранее абонементов и обозначенные буквой «Т» (в Италии эта система называется Telepass, во Франции - Telepeage) или "V" (в Португалии ViaVerde), по такой полосе вы проехать не сможете.

Есть каналы с оплатой при помощи автомата (надписи на автомате с последовательностью действий дублируются на английском языке). Все автоматы выдают сдачу, но есть ограничения на принимаемые монеты - минимальный номинал 10 евроцентов, и банкноты - максимальный номинал обычно 20 евро. Белорусские банковские карточки (особенно дебетовые) в некоторых автоматах могут не сработать.

Также есть каналы с оплатой, которая производится непосредственно оператору пропускного пункта.

Иногда встречается другая разновидность пунктов оплаты - в тех местах, где на небольшом промежутке автобана расположено несколько съездов. Чтобы не оборудовать каждый из съездов собственным пунктом приема талонов, устанавливается один пункт оплаты при первом возможном съезде, а далее фиксированная сумма оплаты взимается за проезд по каждому из небольших участков дороги между съездами. Как только съезды заканчиваются, вы берете новый талон и продолжаете движение по автобану.

Такая система применяется при движении по автобанам рядом с крупными городами, например, в окрестностях Милана. Также из трех таких платных участков состоит часть дороги А8 на Лазурном побережье Франции, где на небольшом расстоянии расположено несколько съездов - в Монако, Ниццу и Канны, поэтому там приходится делать остановки через каждые 10 минут, чтобы закинуть в очередную «корзинку» 1 - 2,5 евро. Обратите внимание - автоматы на Лазурке не принимают банкноты, так что если у вас нет монет, расплатиться можно только кредиткой.

В случае возникновения проблем в автоматическом пункте оплаты нажимайте кнопку связи с персоналом, к вам подойдет сотрудник и окажет необходимую помощь. И не забудьте при возникновении проблем включить «аварийку», чтобы не создавать за собой очередь.

Несмотря на то, что трех- или четырехполосная автострада расширяется до 10-15 полос с турникетами, иногда там образуются пробки - особенно в час пик при съезде в крупные города. 

Также к платным участкам дорог относятся некоторые тоннели и мосты.

В Европе есть два тоннеля, оплата за проезд по которым достаточно высока - более 40 евро. Это тоннель Mont Blanc под горой Монблан и тоннель Frejus под массивом Мон-Сенис, причем, если вы планируете ехать по одной из двух автострад Лион-Милан, то на вашем пути неизбежно будет один из этих двух тоннелей. Вот их расположение:

 
Также в Европе есть несколько тоннелей с меньшей стоимостью проезда, но тоже оплачиваемой отдельно - Сен-Бернар на трассе Е27 между Италией и Швейцарией (25 евро), тоннель Дель Кади на трассе из Андорры в Барселону (13 евро) и ряд еще более дешевых, до 10 евро.

По большинству тоннелей вы можете самостоятельно проехать на автомобиле, но существует и другой вариант - железнодорожный «паром». Такой тоннель находится в Австрии, в горах Восточного Тироля. Эта информация может пригодиться тем, кто планирует покорить горнолыжные склоны Бад-Гаштайна или Бад-Хофгаштайна (кстати, рекомендую), поэтому показываю на карте:

 
Проезд по этому тоннелю не представляет сложности - машины по очереди заезжают на платформу железнодорожного состава, пассажиры и водители пересаживаются в комфортабельный вагон. По расписанию поезд отправляется в путешествие по тоннелю, время в пути – примерно полчаса, стоимость проезда (2014 год) - 17 евро. Надо учитывать, что этот тоннель открыт только днем, а поезда ходят примерно раз в час. Так что лучше всё-таки его объехать).

Вместо проезда по платным тоннелям обычно можно проехать через перевал по бесплатным горным дорогам, но я не советую поступать таким образом. Вместо десяти минут можно провести в пути несколько часов, к тому же зимой многие перевалы могут быть закрыты из-за снега.

Платным является также проезд по некоторым мостам. Это небольшие суммы, не более 10 евро. Например, плата за проезд по мосту Нормандии составляет 5,40 евро.


На сайте https://www.viamichelin.com можно спланировать маршрут путешествия и приблизительно рассчитать стоимость бензина и сумму оплаты за дороги по выбранному маршруту.

АЗС и цены на бензин

 
Если вы планируете путешествие по нескольким странам, рекомендую посмотреть таблицу средних цен на топливо в странах Европы на любом из сайтов, например, на http://autotraveler.ru и планировать заправку с учётом этой информации.

К примеру, в Италии бензин примерно на 25% дороже, чем в граничащей с этой страной Австрии, а в Германии процентов на двадцать дороже, чем в Польше.

Цена на бензин на автострадах выше, чем в населенных пунктах. В горах бензин обычно дороже, чем на равнинной местности из-за дополнительных затрат при его транспортировке, и АЗС там встречаются реже. Разница в цене может достигать 10-20%.

Обратите внимание, что даже на одной и той же АЗС могут быть колонки с разными ценами на один и тот же вид топлива. Разница составляет примерно 6-8 евроцентов за 1 литр. Если вы выбираете более дорогой вариант, то заправку вашего автомобиля производит сотрудник АЗС, он же принимает оплату. В более дешевом варианте вы самостоятельно заправляете автомобиль и производите оплату в кассу или кредиткой.

В отличие от белорусских АЗС, в Европе оплата за бензин обычно происходит после заправки автомобиля.

Также существуют полностью автоматизированные АЗС, они расположены в небольших населенных пунктах и на дорогах местного значения. Оплата происходит по банковской карте (отдельные автоматы принимают и банкноты), бензин стоит несколько дешевле. В этом случае иногда бывает, что на карточке сначала блокируется определенная сумма (указана на колонке), по факту заправки списывается оплата, а остаток затем разблокируется.

На автобанах находятся информационные знаки с указателями километража до ближайших АЗС. Иногда встречаются электронные табло, информирующие не только о расстоянии до нескольких ближайших АЗС, но и о ценах на бензин.

АЗС на автобанах обычно размещены в составе комплекса с кафе и магазином. Цены в таких магазинах существенно выше, чем в городе. Например, бутылка питьевой воды в обычном магазине стоит 0,15 евро, а в магазине на АЗС 1,5-2,5 евро. 

Использование туалета может быть: полностью бесплатным (часто) или платным (редко), а также  добровольно-платным (по желанию можно положить монетки в тарелочку человека, убирающего туалет) и условно-платным: при оплате вы получите ваучер на сумму оплаты - обычно 0,70 евро, который частично (0,50 евро) можно использовать в магазине или в кафе на любой из заправок этой сети - такая система распространена в Германии и Австрии, но при этом на немецких автострадах встречаются места отдыха, оборудованные бесплатными туалетами.

Все заправочные станции на автомагистралях предоставляют бесплатный wi-fi. 

Правила дорожного движения и штрафы

Правила дорожного движения в Евросоюзе ничем не отличаются от белорусских. А вот штрафы отличаются в большую сторону в несколько раз, поэтому лучше обойтись без нарушений ПДД.

Самые распространенные нарушения – это несоблюдение скоростного режима и неоплата парковки.
Информация о максимально допустимой скорости обычно расположена на информационных щитах при въезде в страну, а также на знаках, расположенных вдоль дороги. Наиболее распространенные лимиты - 130 км/ч на автобане и 50 км/ч в городах. Приятным и единственным исключением для любителей погонять является Германия: на некоторых трассах не ограничен скоростной лимит для крайней левой полосы.

Нарушения фиксируются при помощи фото-радаров, сумма штрафа зависит от законов страны и размера превышения. Полиция обрабатывает штрафы по номеру автомобиля, а затем высылает их по почте.

Средний размер штрафа за превышение скорости - 100-200 евро. Если вы катаетесь на арендованном автомобиле, штраф поступает в прокатную компанию и, вероятнее всего, будет автоматически списан с вашей кредитной карты, использованной при бронировании.

Еще один вид нарушений, который происходит из-за невнимательности – это въезд в зону с ограниченным движением. В некоторых городах автомобильное движение по центру разрешено только для местных жителей и для автомобилей, обслуживающих эти районы. Они получают специальное разрешение, его наличие контролируется камерами, а отсутствие влечет штраф.

И не забывайте о правиле вежливости на автобанах – не занимайте левые ряды при свободных правых.

Парковки

В большинстве населенных пунктов парковки платные.

На открытых специализированных стоянках или в подземных паркингах исключена возможность неоплаты, так как они оборудованы шлагбаумами на въезде и выезде. При въезде вы должны взять талон, перед выездом - оплатить его в кассе или автомате.

Основные ошибки происходят на парковке, расположенной вдоль дороги. В этом случае для оплаты  используется парковочный автомат, который выдает талончик в зависимости от суммы загруженных в него монет. На талоне указано время, до которого ваша парковка считается оплаченной, и этот талон вы должны разместить на приборной панели автомобиля так, чтобы его было видно через лобовое стекло.

Часто бывает, что парковка платна только в рабочее время, а в выходные дни или ночью бесплатна.

Тариф зависит от месторасположения парковки и может составлять 0,50-5 евро в час, средний тариф в туристических местах обычно 2-3 евро в час или 15-30 евро в сутки. Случаются и неприятные сюрпризы, к примеру, цена за сутки парковки в центре Амстердама - 60 евро.

Обращаю ваше внимание, что полицейские службы, контролирующие оплату парковки, работают на удивление четко и быстро, поэтому рекомендую не пренебрегать оплатой, даже если вам надо оставить машину «всего на пять минут».

Определить, является ли платной парковка у проезжей части можно по знакам и по цвету разметки, но, к сожалению, правила в каждой стране разные, например, в Италии белая разметка означает бесплатную парковку, а во Франции - в сочетании с надписью «payant» - платную. Поэтому самый верный способ – посмотреть на соседние автомобили, лежат ли в них талоны с оплатой парковки.

Ни в коем случае нельзя оставлять машину на местах для инвалидов. 

Штрафы за неоплаченную парковку в среднем составляют 40-60 евро, часто полицейские выписывают их вручную на месте и оставляют под стеклоочистителями автомобиля. В некоторых случаях полиция может заблокировать колесо вашего автомобиля блокиратором, в некоторых - увезти эвакуатором на штраф-стоянку. Разумеется, чем более сложные меры предпринимались полицией, тем большую сумму вам придется заплатить.

Обратите внимание, что многие парковочные автоматы не выдают сдачу и не принимают банкноты, поэтому монетами стоит запасаться впрок. Некоторые автоматы не имеют надписей на английском языке - например, в Испании.

Бывает, что ограничено время даже платной парковки – рядом с некоторыми достопримечательностями иногда можно парковаться только на 15 или 30 минут.

В некоторых местах можно оставлять автомобиль только на определенное время (либо - на определенное время бесплатно, далее за деньги). В этом случае вы должны использовать циферблат, который по умолчанию присутствует в арендованной машине, или может быть куплен на АЗС, если вы путешествуете на своем автомобиле. На циферблате надо выставить время начала парковки.

Вся эта информация содержится на информационных знаках, изучайте их внимательно. А вообще я недолюбливаю такие парковки с талонами, ведь очень сложно предугадать, сколько времени будет затрачено на изучение местных достопримечательностей, а предоплату нужно сделать заранее.

Во многих европейских городах существует система перехватывающих парковок - park and ride, обозначаются P+R. Как правило, это большой парковочный комплекс на окраине города, где можно оставить автомобиль на стоянке с не очень высоким тарифом. От этого комплекса организованы очень удобные трансферы в центр города, поэтому если город позиционируется как пешеходный, имеет смысл воспользоваться этой системой.

Но всегда может произойти что-то такое, что сложно предусмотреть. Например, в Испании у нас произошла история, о которой я расскажу подробнее. Оказывается, а Барселоне запрещено парковаться на улицах неподалеку от футбольного стадиона во время проводимых там матчей. Узнать об этом можно только владея испанским языком, так как надписи на английском отсутствуют. Приехав за пару часов до начала игры, мы поставили машину среди прочих других автомобилей, большинство из которых, как выяснилось, благополучно уехали до начала запрещенного времени, нашу же машину увез эвакуатор. Час на поиски машины и выяснение ситуации, пару часов на поиск полицейского участка и оформление документов, штраф 200 евро.

Можно ли не оплатить штраф, когда квитанция обнаруживается под стеклоочистителями или приходит по почте? На этот вопрос сложно ответить однозначно). В теории информация о неоплаченных штрафах поступает в единую базу данных и может являться препятствием для получения визы либо въезда в ЕС. Конечно, если у вас есть возможность беспроблемно произвести оплату штрафа, то лучше так и сделать. К сожалению, такая возможность есть не всегда. У меня, к примеру, есть неоплаченный штраф из Италии – письмо пришло по почте, оно было полностью на итальянском языке без английского перевода, и как я не искала ссылку для оплаты онлайн, я так её и не нашла, поэтому вот уже четыре года этот штраф остается неоплаченным. И последствий этого нехорошего поступка пока не обнаружено). 

Важно! На открытых парковках не оставляйте в машине документы и ценные вещи. Особенно это касается Испании и Португалии – именно в этих странах, по моему мнению, уровень преступности на дорогах выше, чем в среднем в Евросоюзе. 

И ещё немного...

При проблемах с автомобилем на автобане следует остановиться в месте, которое обозначено знаком SOS - оно оборудовано связью со службой помощи на дорогах. Такие островки на автобанках встречаются достаточно часто. Но будьте внимательны, рядом с вашим автомобилем могут остановиться мошенники под видом спасательной службы.

На автобанах могут быть пробки из-за аварий или ремонта дороги, и в таких пробках можно провести несколько часов. 

В прошлом году был отменён роуминг между странами ЕС, поэтому стала очень выгодной покупка сим-карты с мобильным интернетом – с одной сим-картой вы можете посещать разные страны и всегда оставаться на связи. Здесь надо учесть, что в разных странах стоимость туристической сим-карты может существенно отличаться, да и разные операторы могут предлагать разные по стоимости тарифы. Например, испанская симка на 30 дней стоит 20 евро, а итальянская - около 40. Когда вы выезжаете из страны, в которой была активирована сим-карта, не забудьте включить в телефоне "роуминг данных".

Ситуации, к которым из-за отсутствия опыта может быть не готов белорусский водитель:

- поездки по горным серпантинам, особенно зимой. Повороты следуют один за другим, дорога может поворачивать и на 180 градусов, и она имеет всего лишь по одной полосе в каждом направлении.

- сильный ветер на юге Испании и Франции. Говорят, что французский мистраль отрывает ослам уши), поэтому надо быть внимательными при обгоне крупногабаритных автомобилей. Пока вы идёте параллельно, фура защищает вашу машину от ветра, но как только вы опередите фуру, может последовать боковой удар ветра такой силы, что вам будет сложно удержать машину на трассе. Также, открывая двери, держите их двумя руками.

Наверное, и это ещё не всё), но я старалась написать о самом важном. Дополняйте и задавайте вопросы в комментариях.

Счастливого пути!
Путешествия. Европа
  • Lapka, 04.06.2018 11:52 #

    Про ветер интересно, можно реально попасть в аварию не зная(
    ответить на комментарий
    • Morgenstern, 04.06.2018 12:09 #

      Из собственного опыта) к счастью, благополучного. Машину на трассе удержать не очень сложно, но надо прикладывать дополнительные усилия и быть очень внимательным.
      ответить на комментарий
  • batleya, 04.06.2018 12:14 #
    +1
    1
    Вельмі карысная інфармацыя! Дзякуй вялікі! Перапосціў сваім сябрам, дзякую і ад іх!)
    ответить на комментарий
    • Morgenstern, 04.06.2018 12:20 #

      Буду рада, если пригодится. Хороших дорог!
      ответить на комментарий
  • Malechka, 04.06.2018 12:37 #
    +1
    1
    дополню про бензин в Германии, лайфхак от местных: вечером дешевле, чем утром на той же заправке а вообще очень исчерпывающий пост, я бы еще рекомендовала перед въездом в страну фотографировать щиты со скоростными ограничениями, потому что они бывают весьма просты (населенка, трасса, автобан), а бывают и весьма запутаны, и даже делятся по времени (днем одна скорость, ночью другая). Запомнить все это я лично не в состоянии, лучше подсматривать в фотку) и еще - ближний свет включать)
    ответить на комментарий
    • Morgenstern, 04.06.2018 13:12 #

      Очень любопытно, а местные не рассказывали, почему вечером дешевле? Знаю такой лайфхак со свежей выпечкой) а про бензин узнала впервые.
      ответить на комментарий
      • Malechka, 04.06.2018 13:21 #

        не рассказывали я думаю, что таким образом заправка регулирует поток людей, чтобы утром не скапливалась очередь, мотивируют часть клиентов заезжать вечером, когда заправки пустые
        ответить на комментарий
        • Morgenstern, 04.06.2018 13:24 #

          Логично. Вот молодцы немцы, восхищаюсь их рациональностью.
          ответить на комментарий
          • vv, 04.06.2018 15:31 #

            чета мне бльше на ум приходит иной смысл ) кто вечером профукал пустой бак, тот утром зо ви зо запрвится за любые деньги ))
            ответить на комментарий
  • annett, 04.06.2018 13:16 #

    Аня, пост найценнейший!!! буквально на днях с мужем обсуждали мысль на авто ехать в европу, и поняли, что это нужно много инфы перерыть. А тут вот так структурно и доступно ты всё описала. Спасибище!!!
    ответить на комментарий
    • Morgenstern, 04.06.2018 13:23 #

      Пиши, если будут вопросы по планированию поездки. Это на самом деле совсем-совсем не сложно. Тем более когда большая семья - это ещё и очень выгодно по бюджету поездки! А когда с маленькими детьми - вообще оптимальный по комфорту вариант, загружаешь багажник всем необходимым и вперёд.
      ответить на комментарий
  • aksinia, 04.06.2018 13:38 #

    Хоть мне это и не грозит в ближайшем будущем, но пост на всякий случай сохраню, а вдруг?) Очень ценная информация! Спасибо!
    ответить на комментарий
  • adelka, 04.06.2018 13:56 #

    просто кладезь информации! спасибо большое!
    ответить на комментарий
  • vv, 04.06.2018 14:07 #
    +1
    1
    Правила дорожного движения в Евросоюзе ничем не отличаются от белорусских.  
    ну, не совсем, например при выключенной боковой секции необходимо руководствоваться сигналами основного светофора, а это значит если на основном зеленый, а на секции ничего, то можно смело поворачивать. Отечественного же водителя это может поставить в тупик, почему это ему все сигналят, стрелка же не загорелась.  В белорусских же пдд почему то совершенно идиотcкое правило "7.30 ... Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией. Подробнее: http://kodeksy-by.com/pdd/glava/7.htm" Хотя согласно международной конвенции, выключенный сигнал вообще ничего регулировать не должен. пара уточнений 
    Наиболее распространенные лимиты - 130 км/ч на автобане и 50 км/ч в городах.
    И 100 за городом. 
     Приятным и единственным исключением для любителей погонять является Германия: на некоторых трассах не ограничен скоростной лимит для крайней левой полосы.
    ограничения нет для всех полос, достигается это как следсвие 
    И не забывайте о правиле вежливости на автобанах – не занимайте левые ряды при свободных правых.
    это не правила вежливости, это правила ПДД ) на автобанах и трассах запрещено занимать крайние левые полосы при свободных правых, ровно как и запрещен обгон справа (кроме случая вьезда на автобан). Поэтому даже шпиля 200 нужно всегда занимать правую полосу после обгона, если она конечно свободна ) 
    На автобанах могут быть пробки из-за аварий или ремонта дороги, и в таких пробках можно провести несколько часов 
    в случае если вы подьезжаете к пробке крайним, обязательно включить аварийку, а заслышав сирены (либо лучше заранее) незамедлительно организовать проезд для спасательных служб, по такой схеме  и еще, про правило 3х Д, в Германии это тоже чать ПДД, называется "не настаивать на своем преимуществе", т.е. если вам кто-то не уступил, или пешеход не там идет, то лучше замедлться и дать ему закончить маневр. Это же относится, если вы заметите что реализовав свое преимущество вы создадите затор, или ухудшите дорожную ситуацию. Часто например бывает бедолага хочет повернуть на лево но встречный поток идет непрерывно, а за ним уже очередь с десяток другой машин, в таком случае лучше притормозить и моргнуть фарами, мол пусть повернет. Либо вам горит зеленый, но поехав на него вы остановитесь на перекрестке или пешеходном переходе, лучше подождать. Конечно стоять у стоп линии при зеленом светофоре у рядового белоруса вызовит ломку, но даже по белорусским правилам следует оставаться на месте ))
    ответить на комментарий
    • Morgenstern, 04.06.2018 14:23 #

      Спасибо за полезные дополнения. Вспомнила любопытный факт про поворот - в США на большинстве перекрестков можно и нужно поворачивать направо при красном сигнале светофора. Белорусы, попадающие в США, всегда тупят на этих моментах), но гораздо хуже пришлось бы американцам на белорусских дорогах).
      ответить на комментарий
      • vv, 04.06.2018 14:27 #

        и еще правило 5 сек на стопзнаках
        ответить на комментарий
        • Morgenstern, 04.06.2018 14:32 #

          Кто-то действительно считает?
          ответить на комментарий
          • vv, 04.06.2018 14:38 #

            я как-то специально наблюдал за парой перекрестков, если на нем нет вообще машин, некоторые даже не останавливались, либо чисто номинально, не секундочку, но вообще тема прикольная, гораздо безопаснее чем перекрестки равнозначных дорог
            ответить на комментарий
        • Malechka, 04.06.2018 14:53 #

          поясните, плиз, про 5 сек надо 5 сек простоять обязательно на стопе?
          ответить на комментарий
          • vv, 04.06.2018 15:27 #

            да, на равнозначном перекрестке знаки стоп в каждом направлении, разьезжаются не по правилу помехи справа, а в пордке живой очереди
            ответить на комментарий
            • Malechka, 04.06.2018 16:05 #

              спасибо)
              ответить на комментарий
          • Morgenstern, 04.06.2018 15:31 #

            Лена, это не про Европу, а про США. Такая штука называется "четырёхстопный перекрёсток", там стопы висят на каждом из четырёх направлений. Разъезжаются по принципу ФИФО в теории графов, кто раньше приехал, у того и преимущество.
            ответить на комментарий
            • Malechka, 04.06.2018 16:04 #

              о, а у нас бы меряться начали)))))))) а за fifo можно было бы и схлопотать в духе "ты че тут, самый умный?"))) интересно, а принцип разъезда в правилах узаконен?
              ответить на комментарий
              • Bear, 04.06.2018 21:51 #

                Этот принцип разъезда прописан в правилах (узаконен), во всяком случае в калифорнии. На перекрестке со Стопами пропускаешь тех, кто первым остановился, а если подъехали на перекресток вместе, то надо следовать правилу "помеха справа"
                ответить на комментарий
                • Malechka, 04.06.2018 22:15 #

                  Прекрасное прааило) спасибо за пояснение
                  ответить на комментарий
  • Elem, 04.06.2018 15:02 #

    Слу, мне жаль что ты не путешествуешь на автобусах и поездах!  (только не надо швырять в меня чем тяжелым)
    ответить на комментарий
    • Morgenstern, 04.06.2018 15:22 #
      +1
      1
      На автобусах и поездах ещё проще. Изучить маршрут и расписание, купить билет онлайн или в кассе, не опоздать к моменту отправления), выйти на нужной остановке). Ну и не стесняться спрашивать у местных, даже если недостаточно хорошо знаешь язык.
      ответить на комментарий
  • Marleniken, 04.06.2018 16:38 #

    Сколько мне моих жизней понадобилось, чтобы исколесить карту мира так, как это делаешь ты  Спасибо, интересный пост )
    ответить на комментарий
  • ProstoOdinChelovek, 04.06.2018 17:04 #

    отличная работа проделана!) тебе мое восхищение!) если что,швейцарскую  виньетку можно купить прямо на пограничном кпп. можно расплачиваться евро по курсу 1:1. вообще, с понижением курса франка, евро принимают к оплате в швейцарии по-всюду и с удовольствием) если не собираетесь путешествовать по автотрассам Швейцарии,а просто хотите посетить приграничный город, то виньетка не нужна (это не тебе, конечно, а твоим читателям) туалеты на станциях в италии и франции бесплатные, а в германии и швейцарии возвращается 100% в магазинчике при заправке
    ответить на комментарий
    • Morgenstern, 05.06.2018 09:55 #

      А еще виньетка должна быть плотно наклеена на лобовое стекло) мы ее купили когда были на своей машине и хотели забрать с собой для будущих путешествий на прокатном авто. Так вот нет) швейцарские пограничники заставили приклеить)))
      ответить на комментарий
      • ProstoOdinChelovek, 05.06.2018 10:33 #

        Конечно))) На границе они, кто продаёт, сами её приклеивают
        ответить на комментарий
        • Morgenstern, 05.06.2018 10:39 #

          Итого у меня за один год было куплено три годовых виньетки(((
          ответить на комментарий
          • ProstoOdinChelovek, 05.06.2018 10:43 #

            Ну я тоже сначала по наивности думала, что можем одну виньетку использовать на две машины по очереди)))))
            ответить на комментарий
  • Tatti, 04.06.2018 19:08 #

    Да, я помню: классный пост!!!
    ответить на комментарий
Ответить автору поста
Morgenstern
150 постов
Последние комментарии
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}